Сценарий: Майкл Фазекас, Тара Баттерс, Трейси Белломо
Режиссер: Теренс О'Хара

This is the way the world ends
Not with a bang but a whimper...
(c) T.C. Elliot, The Hollow Men


А вот теперь я рада, что у нас будет две недели, чтобы прийти в чувство, потому что пока я не только не могу собрать все в кучу, не только не могу нормально мыслить и все оценивать, но и писать толком тоже не могу, что для меня куда больший показатель. Это настолько по-ведоновски, настолько прекрасно-безысходно, что даже и сказать мало что получается. Нет слов. Итак, Кэролайн все же загрузили в Эко, только вот Бойд тут же накачал ее наркотиками, причем все со стороны выглядело очень красиво, только вот Тофера он изучил, похоже, не до конца - наш юный талант не только догадался, что реакция наркотического характера, но и оставил себе бэк-ап на рабочем месте - себя самого в кресле, так что Энтони и Прия, вернувшись на место, с Тофером и пообщались. Энвер в этот момент сыграл великолепно, его Тофер - это шикарная адаптация образа. После чего они отправились за всей нашей бригадой в Россум, где все очень быстро встало на свои места. Абсолютно шикарная сцена, когда все узнают, что происходящее - дело рук Бойда, Адель реагирует, как обычно реагирует Адель - холодно, сдержанно, но каждая эмоция - на вес золота, Тофер - просто великолепная реакция, в его гениальном мозгу не укладывается, как он мог не понять раньше, а все потому, что холодные расчеты смешались с человеческими чувствами - он доверял Бойду, Бойд был его другом. Для доктора Сондерс Бойд тоже нашел место - она "новый" Клайд, причем Эми Экер вообще за все, что она сделала как актриса в "Доллхаусе" нужно либо памятник поставить, либо дать наконец-то "Эмми", это просто непередаваемо. Потрясающая сцена между Адель и Тофером, когда они обсуждают, кто же из них больше виноват - глядя на это, я могу действительно поверить, что со временем эти люди могут оказаться вместе. Угнетающе-убийственная сцена активации Милли и ее самоубийства, еще одно доказательство того, что то, что кажется простой оболочкой, в которую загружена программа, не всегда оказывается простой оболочкой. И Бойд - он действительно "пустой" человек, который ищет, чем наполнить эту пустоту, создает себе "семью", пытается найти что-то, за что можно в этой жизни зацепиться и свято верит, что делает, как лучше. С какой-то стороны он мне действительно напоминает того Тофера без моральных принципов, которого мы увидели в самом начале, для которого все это - очередная игра, задача, которую нужно решить. И когда Эко отправляет заминированного Бойда уничтожать основную часть компьютера, просто не знаешь, что сказать и что думать. Они уничтожили Россум, они взорвали компьютер, избавились от технологии Тофера, спасли мир, хэппи-энд... И 10 лет спустя все равно наступил конец света. Спасибо, Джосс, я верила до самого конца, что у этого всего не может быть счастливого финала, это был бы не продукт МЕ, идеализм и безысходность - наше все. И теперь мне действительно страшно смотреть вторую "Эпитафию", я чувствую, что первая по сравнению с ней будет нервно курить в углу, как и все мы.