Geroneja
меньше нервов - больше кофе:) ©
Сценарий: Джордж Клуни, Грант Хэслоу, Бо Уилмэнн, по пьесе Бо Уиллмэнна
Режиссер: Джордж Клуни
В ролях: Райан Гослинг, Джордж Клуни, Пол Джиаматти, Филлипп Сеймур Хоффман, Эван Рейчел Вуд, Марисса Томей, Джеффри Райт
Номинация на "Оскар" за лучший адаптированный сценарий

Есть такие фильмы, которые затягивают. Казалось бы, обычная история, которая случается практически на каждых выборах, да и не только на выборах - все мы идеалисты до определенного момента, а потом приходит жизнь и расставляет все по своим местам, где нет ни белого, ни черного, и как в этом сером жить - выбирать уже тебе. Все, что я знаю об американской политике, я знаю из "Западного крыла", и, скажу я вам, этого достаточно, чтобы понимать основные разногласия между республиканцами и демократами, как и разногласия внутри партии, да и что такое предвыборная гонка и какой она была в 2004 году. И я хорошо знаю, чем она закончилась, в отличие от моих студентов, для которых после фильма финал скорее открытый. Впрочем, говорить о закрытости финала вообще сложно, здесь ценна сама история в развитии.

Сюжет стар, как мир - 2004 год, праймариз демократов в Огайо, в предвыборном штабе губернатора Майка Морриса работает молодой и очень талантливый политический стратег Стивен Мейерс. Он верит в то, что способен изменить будущее страны, что его кандидат - лучший кандидат и что он сдержит все данные обещания и сделает так, чтобы в этой стране все изменилось к лучшему. Противник в рамках той же самой партии пытается переманить Стивена, но он отказывается - как же так, ведь Майк - самый лучший кандидат! Параллельно у Стивена завязывается, казалось бы, мимолетный роман со стажеркой, которая на 10 лет младше, еще и дочь большого чина в демократической партии. Однажды ночью у Молли звонит телефон, Стивен берет трубку, а потом пытается выяснить, кто же звонит ей по ночам, сначала в штуку, пока не понимает, что звонил губернатор Моррис. И дальше все катится к чертям - оказывается, что губернатор буквально затащил в постель пьяную Молли, а теперь она беременна от него и собирается делать аборт, на который ей нужны деньги. И это человек, который пропагандирует семейные ценности и утверждает, что никогда и ни в чем не врет. Для Стивена это сокрушительный удар, но он делает все, как он думает, правильно - не говорит никому ни слова, находит деньги на аборт Молли, а пока она в клинике, его начальник и менеджер предвыборной компании увольняет Стивена за то, что тот ходил на переговоры к противникам и не сказал об этом сразу - как же можно ему верить? Молли возвращается из клиники одна, узнает об увольнении Стивена и поканчивает жизнь самоубийством, наглотавшись таблеток, после слов о том, что Стивен обещал уничтожить губернатора Морриса и его кампанию. Противники Стивена на работу не берут, и тогда он идет ва-банк - шантажирует Морриса тем, что знает, заставляет принять те изменения в кампании, которые, по мнению Стивена, пойдут только на пользу, добивается назначения себя на пост менеджера кампании, грубо говоря, идет по трупам, превратившись из мальчика-идеалиста в расчетливого политического игрока.

И нет, это не фильм об идеализме, это попытка понять и объяснить, почему Штаты сейчас такие, какие они есть, что не сработало в таких ожидаемых реформах Обамы и к чему все ведет. Ответ, на самом деле, прост и он по Хаусу - все врут, но при этом всегда есть люди для которых эта ложь - самая настоящая правда. Все главные демократические лозунги здесь сведены до набросков - война в Ираке, однополые браки, попытки остановить терроризм, отказавшись от закупок нефти и, конечно, то, чем начинается и заканчивается - вера в Бога. "Я не христианин, не мусульманин, не иудей, - говорит Моррис, - у меня одна вера - Конституция Соединенных Штатов Америки". И в этом патриотическом пафосе вся американская политика. Ведь что такое "мартовские иды"? Во время них был убит Юлий Цезарь, прямо как во время этих ид для Стивена практически убили всю веру в честность политики.

Персонажи прописаны шикарно, потрясающее изменение в Стивене - от идеалиста с сияющими глазами до жесткого, невероятно злого на весь мир и на себя человека, губернатор Моррис изначально вызывающий скорее теплые чувства и совершенно отталкивающий в финальной сцене, Молли - не могу понять, какая она, скорее всего, просто маленькая, просто не в том возрасте, когда что-то понимаешь, просто пешка в чужой игре, использовали и выбросили. Отличный образ Иды Хоровиц - политические обозреватели именно так и работают, здесь в деле всегда когти. Равнодушным не оставил практически никто, даже мимолетные персонажи, и в этом великая сила.

По актерам - здесь слов нет вообще, т.к. у Клуни dream-cast во многих отношения. Во-первых, он сам, абсолютно тонок и ощутим в этой роли и как же они хорошо смотрятся с Гослингом в кадре, просто сложно представить, кто бы мог еще так точно передать все то, что происходило между персонажами, сцена на кухне - это то, что можно пересматривать и просто упиваться актерской игрой. У Гослинга в последнее время просматривается тенденция к ролям разочаровавшихся идеалистов, и каждый раз они у него совершенно другие, он будто полностью перевоплощается и всегда играет абсолютно по-другому. Эван Рейчел Вуд, как обычно, узнается совершенно не сразу, но хороша, тут ничего сказать не могу. Отличный Хоффман, шикарный Джиаммати, хороши все!

По сценарию - не читала саму пьесу, но хотелось бы посмотреть, насколько сильной была адаптация, и сюжетно, и диалоги - хорошо, четко и тонко, отдельное спасибо за речи губернатора - всем спичрайтерам на заметку относительно расстановки акцентов.

По режиссуре - иногда я перестаю понимать, где Клуни работает лучше - в актерской части или в режиссерской, потому как пока ни один фильм Клуни-режиссера не оставил меня равнодушной, надеюсь, что там будет и дальше.

Четко, болезненно и горько, затягивает и не отпускает, потому смотреть в обязательном порядке, оно того стоит.


@темы: Road to Oscar 2012, Movies